История Университета

Общедоступный Православный Университет продолжает просветительскую и образовательную деятельность, начатую отцом Александром Менем.

Открытие Православного Университета состоялось осенью 1990 года, но уже без отца Александра. Чтение лекций в Университете было продолжено его друзьями и учениками – священниками и мирянами.

Отец Александр Мень считал необходимым преодолеть отчуждение между Церковью и интеллигенцией, соединить творческое и критическое мышление с верностью вере. Для него самого не было противоположности между верой и наукой, между молитвенной жизнью и исследовательской активностью, между церковной лояльностью и самостоятельностью интеллектуального труда. Поэтому он сам так организовал свою жизнь, что совмещал молитву и пастырство с библейскими исследованиями, написанием книг и статей. Своих духовных детей и друзей из числа интеллигенции он постоянно призывал оставаться верными своему призванию как ученых и творцов культуры. Он подчеркивал, что ни административные преобразования, ни борьба за реформы сами по себе никуда не ведут и могут быть даже духовно опустошительны, что прежде всего необходимо создание церковно-общественной среды, способной к компетентному и свободному научению, исследованию и дискуссии.

В 1950-е годы о. Александр определил круг тем, на которых он сосредоточился: в первую очередь, личность Спасителя (ей он посвятил книгу «Сын Человеческий», самое популярное из его сочинений), взаимоотношение христианской веры и других религий (окончив книгу «Сын Человеческий», он двадцать лет работал над шеститомником по истории мировой дохристианской религиозной истории). Предание и Библия в христианской жизни (он написал книгу о православном богослужении, а потом принялся за составление «Библиологического словаря», пока остающегося неопубликованным). В его иерархии ценностей первое место занимал Христос, затем следовало Предание и Библия, причем и Предание и Библия были для о. Александра дорогами. ведущими ко Христу.

В конце 1960-х годов о. Александр благословил создание несколькими своими прихожанами из числа интеллигенции «домашнего университета». Когда же эти прихожане стали составлять списки книг, которые «студентам» запрещалось читать, отец Александр отошел от их инициативы, и это хорошо иллюстрирует его постоянную защиту свободы интеллектуального труда.

В 1970-е и 1980-е годы он периодически организовывал собрания и семинары прихожан, на которых обсуждались актуальные вопросы отношений науки и религии, привлекал он  прихожан и к чтению лекций, когда открылась такая возможность. Вместе с тем, особенно обсуждая положение христианства на Запале, в условиях свободы, отец Александр подчеркивал, что сама по себе свобода не гарантирует творческого отношения к вере, что обилие красивых журналов и толстых книг часто скрывает обмирщение христианства, неумение или нежелание говорить о главном в Благовестии, готовность ограничиться академическими изысканиями, научной карьерой, превратить веру в предмет исследования, а не в источник исследовательского беспокойства. Таким образом, еще до появления организационных возможностей создания Университета, отец Александр сформулировал те принципы, которые составляли специфику его позиции:

  • центральность Христа – и при этом путь к Нему через Предание и Библию;
  • автономия образования и интеллектуального труда от надзора и ограничений – и при этом верность Вселенской Церкви;
  • противостояние позитивизму – и при этом абсолютная научная добросовестность и интеллектуальная честность;
  • терпимость и открытость – и при этом честный разговор о конфессиональных различиях.

В 1988 году отец Александр Мень начал чтение публичных лекций об основах христианской веры, истории Библии, Церкви и их творческого воздействия на культуру. Тысячи людей посещали эти лекции; для многих они стали началом пути к Богу.

8 сентября 1990 года отец Александр Мень прочел лекцию «Христианство» в Доме науки и техники на Волхонке. На следующий день, в воскресенье 9 сентября, его убили на пути к храму, где он был настоятелем.

В 1991 году Общедоступный Православный Университет, основанный протоиереем Александром Менем, был зарегистрирован в качестве общественной некоммерческой организации. Им руководит Попечительский совет Университета. В 1993 году деятельность Университета благословил Патриарх Алексий II. О своей поддержке Университета заявили митрополит Антоний (Блум), архиепископ Михаил (Мудьюгин) и другие.

Университет является учебным заведением, которое ставит перед собой задачи:

  • проповедь Евангелия;
  • миссия среди интеллигенции;
  • диалог с миром светской культуры;
  • укрепление веротерпимости и улучшение отношений между христианами различных конфессий;
  • борьба с использованием православия в политических и националистических целях, противостояния религиозному экстремизму, фанатизму, суевериям.

В Общедоступном университете высоко квалифицированный преподавательский коллектив. У нас читают лекции преподаватели из Московской и Петербургской Духовных академий, Российского государственного гуманитарного университета, Библейского общества, института Святого Фомы. Наши преподаватели стоят на позициях строгой научной объективности в религиоведении, при этом сочетая в своей работе научность и личный духовный опыт.

Мы считаем очень важными наши установившиеся связи с христианами Запада, где традиция религиозного образования никогда не прерывалась.

Как и отец Александр Мень, мы относимся к богословию как к средству евангелизации. Богослов – всегда миссионер, это тот, кто говорит о Боге. Богословия – форма духовной жизни, а не престижная профессия. Отец Александр всегда подчеркивал, что богословского образования недостаточно без личной аскезы и внутренней верности Христу.

Университет активно занимается издательской деятельностью. С книгами, изданными нами, можно ознакомится в разделе «Наши книги».

Сегодняшняя религиозная ситуация в России определяется двумя чертами: максимальной закрытостью различных исповеданий друг к другу и крайним невежеством в религиозных вопросах. Из православия стремятся сделать господствующую, даже государственную религию, претендующую на полноту истины и воспринимающую всех остальных христиан как конкурентов на своей канонической территории, что мешает открытости и взаимопониманию. Общедоступный Православный Университет пытается преодолеть эти разделения. Мы стремимся стать местом встречи христиан различных исповеданий, где они могли бы лучше узнать и понять друг друга. Поэтому в деятельности Университета важное место занимает обращение к широкому кругу верующих и ищущих веру людей, попытка сделать, шаг к изменению религиозного менталитета – публичные секции, круглые столы, конференции, сотрудничество с христианским радиоканалом (радио «София»), издательская деятельность.

Мы приглашаем к сотрудничеству не только преподавателей, но и студентов других исповеданий, ибо не только мы мало знаем о них, но и они крайне слабо, поверхностно, а зачастую и вульгарно представляют себе что такое православие. К сожалению, мы до сих пор живем мифами о других конфессиях. Если каждый из нас из глубины своего опыта откроется духовному опыту других, то мы увидим не разделения, а те чрезвычайно важные моменты, которые нас объединяют.

Мы отдаем себе отчет в том, что начинать приходится практически с нуля. Недостаточно прослушать четыре курса лекций, чтобы стать богословом, необходимо создание среды, в которой был бы возможен богословский диалог, атмосфера творческой критики и обмена информацией.

В Общедоступный Православный Университет могут поступать верующие и неверующие, но все студенты призваны с уважением относиться к убеждениям и верованиям других.

Для слушателей университета не существует никаких ограничений: ни конфессиональных, ни финансовых, ни возрастных.

Университет сохраняет дух свободолюбия и самостоятельности, без которых невозможно подлинное богословствование.

Иерей Георгий Чистяков